![]() |
2.94 р.
Вага: 370 г
Памеры: 145x215 мм
|
На основе архивных материалов, контент-анализа программных документов и интервью с лидерами политических партий в Республике Беларусь, результатов многолетнего социологического мониторинга раскрыта сущность феномена многопартийности в стране, исследуется теория, история современных политических партий Беларуси, генезис их развития, идеологическая ориентация и политическая платформа, электорат и перспективы.
Минск : ФУАинформ, 2009. – 320 с.
ISBN 978-985-6868-06-4
На основе архивных материалов, контент-анализа программных документов и интервью с лидерами политических партий в Республике Беларусь, результатов многолетнего социологического мониторинга раскрыта сущность феномена многопартийности в стране, исследуется теория, история современных политических партий Беларуси, генезис их развития, идеологическая ориентация и политическая платформа, электорат и перспективы.
Адресуется политикам, занимающимся проблемами формирования белорусской многопартийности и гражданского общества, преподавателям, студентам и аспирантам.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Политические партии в системе властных отношений
Начало "новой" многопартийности в СССР
На левом фланге – от ортодоксов до ревизионистов
Социал-демократы как носители демократических ценностей
Белорусский народный фронт: триумф и падение
Возрождение Белорусского либерализма
В борьбе за единое государство
Аутсайдеры в поиске
Политические партии в борьбе за политическое лидерство
Литература
Многие недостатки политической власти в созданных государствах на территории бывшего Советского Союза связаны со слабой политической конкуренцией. Как правило, она не выходит за рамки персоналий, конкретных личностей. Это борьба конкретных людей, а не политических идей. На президентских и парламентских выборах происходит состязание между отдельными политическими фигурами. Постсоветским государствам явно не хватает конкуренции политических идей, программ и команд.
Ведь одна личность, даже семи пядей во лбу, не может заменить собой хорошо организованный и управляемый коллектив. Для разработки серьезных политических проектов, идеологической и теоретической базы недостаточно быть даже самым выдающимся политическим деятелем. Нужна команда. Такими командами и являются политические партии.
Политические партии – это одно из важнейших достижений современной цивилизации, явление, необходимое для нормальной общественной жизни, одно из главных изобретений человечества. Именно политические партии помогают упорядочить политическую жизнь, перейти от жестокой борьбы за власть, дворцовых переворотов и верхушечных войн к юридическим легитимным действиям. Когда-нибудь вопрос формирования политических партий будет находиться в одном списке с проблемой укрощения огня или с изобретением велосипеда. Без политических партий в настоящее время демократия существовать не может.
Основной целью современных политических партий является завоевание, использование и удержание политической власти, формирование и участие в функционировании управленческого механизма, оказание на него систематического и целенаправленного воздействия, осуществление прямых и обратных связей между социальными субъектами, гражданским обществом и государством. Обратная связь помогает политическим партиям выполнять уникальную, присущую только им социальную и политическую функцию – агрегирования, согласования, выведения на политический уровень и представления реальных и многообразных потребностей и целей различных общественных классов и социальных групп, существующих или вновь появляющихся в обществе. В настоящее время в ожесточенной борьбе за политическую власть, особенности которой детерминируются потребностями, интересами и целями политических субъектов, многопартийным или однопартийным характером политической системы, во многих случаях решающую роль играют политические партии, пользующиеся существенным авторитетом в обществе.
Политические партии являются одними из самых важных, подвижных и активных элементов современных политических систем, главным инструментом взаимосвязи между государством и гражданским обществом. Они представляют в законодательных органах власти политические, экономические, социальные и другие интересы различных общественных слоев и структур, содействуют политической социализации граждан, выполняют функции механизма саморегуляции общественной жизни, направляя неуправляемую стихийную энергию социальных протестов в русло легитимной борьбы за лучшее будущее. Причем политические партии не просто представляют и выражают интересы определенных социальных групп. Подобные политические действия совершают многие общественно-политические организации и движения. Политические партии являются эффективным средством для формирования определенной политической модели общественных отношений, при которой экономические, политические и духовные интересы того или иного социума будут выражены в наиболее эффективной и приемлемой для людей форме. В то же время при наличии других социальных групп, имеющих своё особое представление об идеальном типе политических отношений, формирование подобной модели весьма затруднительно. Благодаря политической борьбе партий, являющейся выражением политической активности различных личностей, социальных слоев и групп современного общества, в социуме устанавливаются политические отношения, которые с определенной степенью точности соответствуют создавшейся на данный период политического времени ситуации.
Важнейшая задача современных политических партий – превратить огромное количество частных интересов отдельных граждан, социальных слоев, заинтересованных групп в совокупный политический интерес. Через политические партии и избирательные системы происходит институционализация и формализация участия граждан в политической жизни. Принципиальной стороной деятельности современных политических партий является их идеологическое воздействие на население, так как они играют значительную роль в формировании политического сознания. Сегодня многие политические субъекты признают, что от устойчивости партийной системы во многом зависит и социальная стабильность государства.
Современная или "новейшая" партийная система Республики Беларусь насчитывает около двадцати лет. Феномен многопартийности современной Беларуси напоминает эффект цунами: много грохота и шума, поднявшиеся вверх брызги переливаются всеми цветами политического и эмоционального спектра, а практического и нужного для людей эффекта почти никакого. И все же в Республике Беларусь идеи политического плюрализма и многопартийная политическая система получили свое официальное закрепление на конституционном уровне, что выражается, прежде всего, в признании права граждан на объединение в политические партии и общественные структуры, организации общественной жизни на принципах политического, экономического и идеологического плюрализма. Белорусские политические партии содействуют формированию и выражению политической воли людей, защите прав и свобод граждан, принимают активное участие в парламентских и президентских выборах. Помимо Конституции статус политических партий в Беларуси закреплен в Законе Республики Беларусь "О политических партиях", избирательном законодательстве, других нормативных актах страны.
Важнейшей особенностью нынешнего этапа развития белорусского общества является рождение новых политических партий, общественных движений и организаций. Одни из них (Партия любителей пива, Белорусская партия женщин "Надзея", Польское демократическое объединение, Белорусская гуманитарная партия) уже давно ушли с политической сцены, другие (Гражданская партия, Объединенная демократическая партия Беларуси, Партия народного согласия) объединились, третьи (Коммунистическая партия Беларуси, Белорусская социал-демократическая Громада) возродились и ведут активную политическую деятельность. Многие политические партии, не просуществовав и нескольких месяцев, распались, не оставив заметного следа в политической жизни белорусского общества. Другие постепенно становятся устойчивыми политическими структурами, стремятся оказывать постоянное влияние на социально-политическую ситуацию в стране посредством парламентских и других акций, ведут определенную организаторскую, пропагандистскую и агитационную деятельность, пытаясь занять важное положение в общественно-политической жизни страны.
Как показывают многочисленные социологические исследования, белорусские политические партии в настоящее время очень слабы, практически не влияют на политические процессы, происходящие в белорусском обществе. Две трети населения вообще не поддерживают ни одну из имеющихся политических партий. Это не то, что в США. Там дети уже в начальных классах школы играют не в кооператоров или олигархов, а чаще всего – в политиков: республиканцев или демократов. Конечно, они еще не понимают глубинного смысла этих понятий, а просто повторяют услышанное от родителей и электронных средств массовой информации. Повзрослев, они могут изменить свои политические пристрастия. Однако американцы с юных лет осваивают сложную роль политиков, в худшем случае, избирателей, противников или сторонников той или иной политической структуры. По мере политической социализации, участвуя в политических сражениях и избирательных кампаниях, они начинают понимать, что их судьба, будущее их детей и внуков, их государства решается на парламентских и президентских выборах. И они правы. Потому что когда в это верит вся страна – от президента до школьника, от олигарха до нищего, все так и будет.
В нашей стране феномен многопартийности принес огромную пользу. Множество людей старших поколений до сих пор с огромным трудом его понимают и воспринимают. Они с детства прекрасно знали, что партия может быть только одна. Это КПСС. Но у разных людей различные идеалы, взгляды, интересы, подходы, ценности. Партия может защищать, отражать, представлять интересы лишь какой-то части граждан. Иногда очень большой, но никогда – всего народа. Поэтому многие граждане в Республике Беларусь были приятно удивлены и поражены, что в их государстве появились политические структуры, которые не только хорошо знали их потребности, стремления, проблемы, но и на самом высоком управленческом уровне пытаются их решать. То, что эти политические структуры не стали высокоэффективными политическими механизмами, это вина и беда всех граждан нашей страны.
У каждого человека есть право и реальная возможность претворять свои политические убеждения в жизнь, действуя в рамках законов. Без политических партий сделать это исключительно тяжело, практически невозможно. Любая политическая партия, если она признана обществом и юридически доказала свое право на существование, имеет реальные возможности постоянно увеличивать число своих сторонников, формировать собственную идеологию и политических лидеров, заниматься пропагандой и агитацией, разрабатывать законодательную базу, участвовать в выборах, избирать своих членов в выборные органы управления и самоуправления для реализации своих политических целей.
Уместно вспомнить слова известного современного французского политолога и социолога Мориса Дюверже, который утверждал, что "режим без партий обеспечивает увековечивание руководящих элит, сформированных по праву рождения, богатства или должности" и что "человеку из народа чрезвычайно сложно пробиться в эту закрытую касту без поддержки партий, стремящихся растить собственные элиты".
В свете последних событий в мире, особенно в постсоветских государствах, на фоне "цветных революций" проблема политических партий приобретала неожиданную актуальность. Опыт стран СНГ показал, что устойчивость многих политических режимов близка к пределу и может быть утрачена под влиянием различных дестабилизирующих факторов, одним из которых, как это случилось, например, в Украине, могут стать очередные выборы в' высшие органы государственной власти. А во время выборов во все управленческие структуры во всем мире основную роль играют политические партии. Очень важно, чтобы их деятельность была направлена на обеспечение стабильности общества, процветание государства и народа.
Таким образом, если рассматривать феномен политических партий с точки зрения их роли и значения в жизни современного общества, то не будет преувеличением утверждение, что политические партии являются важнейшими структурными элементами политической системы, призванным определять и утверждать приемлемый для данной структуры тип общественных отношений, добиваться формирования и становления эффективных демократических структур, повышать политическую активность социальных субъектов.
Игорь Васильевич Котляров – известный белорусский социолог и политолог, директор Института социологии Национальной Академии наук Беларуси, председатель комиссии по социологическим исследованиям при НАЛ РБ, доктор социологических наук, профессор, академик Российской академии социальных наук.
Тема докторской диссертации – "Социальное проектирование в системе обновления общества". Данная работа была признана в 1992 году Высшим аттестационным комитетом Российской Федерации одной из лучших социологических диссертаций за 1990 – 1991 год.
Один из ведущих специалистов страны в области социальной и политической философии, политической социологии, социологии религии, образования и науки. Автор более пятисот научных работ, в том числе двадцати пяти монографий и учебных пособий. Выступал с докладами на конференциях в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Ереване, Тбилиси, Кишиневе, Одессе, Аммане, Афинах, Багдаде, Белграде, Бухаресте, Варшаве, Вашингтоне, Гаване, Женеве, Иерусалиме, Каире, Мельбурне, Сиднее, Салониках, Софии, Стокгольме, Тиране, Пекине, Праге и других городах мира.